Наши статьи
-
Социальные механизмы формирования здоровья человека
Вначале очень кратко остановимся на основных понятиях данного вопроса, а именно: прежде всего, что мы подразумеваем под понятием ЗДОРОВЬЕ человека?
Общепризнано, что здоровье является важнейшей ценностью для человека.
Древний мыслитель Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».
В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, можно сделать вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).
Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:
ЗДОРОВЬЕ – состояние оптимальной устойчивости организма к действию патогенных факторов; физическая, психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизнедеятельности;
ПРЕДБОЛЕЗНЬ – состояние, при котором возможно развитие патологического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фактора, вследствие снижения механизмов адаптации;
БОЛЕЗНЬ – состояние, при котором в организме активно развиваются патологические процессы.
Также можно выделять несколько компонентов здоровья:
● СОМАТИЧЕСКОЕ (ФИЗИЧЕСКОЕ) РАЗВИТИЕ – текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов.Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.
● ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – состояние психической сферы человека.
Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.
● НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.
Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).
● Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.
Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья являются:
● для физического здоровья – «я могу»;
● для психического здоровья – «я хочу»;
● для нравственного здоровья – «я должен».
Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, его способность к преодолению неблагоприятных факторов.
Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Давиденко Д.Н., 2001).
Вполне очевидно, что уровень здоровья как результат взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется. Здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, уровень его здоровья понижается (иногда до нуля, что означает смерть); когда человек выздоравливает, уровень его здоровья повышается (однако человек никогда не достигает совершенного здоровья).
Рассматривая взаимоотношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата отечественной медицины, утверждающей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы – между ними существуют разнообразные состояния».
В процессе своего развитие человечество пришло к такому уровню организации биосферы, из которой вышел человек, которое мы называем ноосфера. В пространстве которой, условия жизнедеятельности биоценозов (совокупностей биоорганизмов) и человека значительно изменились.
И в процессе развития общества появилась потребность в формировании и контроле здоровья человека. При этом категория здоровья постоянно изменяется, как и факторы его риска.
Т.е. существует тенденция и потребность в структурировании процессов ноосферы, в том числе и появлении институтов здоровья.
По мере такого развития происходило накопление знаний в различных областях науки и практических сферах деятельности человека, связанных с его здоровьем.
На сегодня мы можем выделить такие сферы жизнедеятельности человека, связанные с организацией здоровья:
1) Медицинская;
2) Педагогическая;
3) Культурологическая;
4) Семейно-родовая;
5) Личностная.
Каждая из этих сфер обусловлена социально-историческими процессами и обладает целым рядом собственных механизмов формирования здоровья, обеспеченных определенным объемом знаний и навыков, представленных научно-академическими, культурными и эмпирическими знаниями.
Так, например:
1) Медицинский – включает в себя:
● Аллопатию – это направление науки считает, что болезнь необходимо подавлять, избавляясь при этом от ее синдромов. Действие препарата должно обязательно вызывать эффект противоположного. То есть при жаре надлежит употреблять жаропонижающее, при кашле — подавляющее кашель, и т.д.
● Натуропатию – основывается на натурологии:
Человек вышел из природы и всю свою жизнь проводит в тесной связи с ней.
Натуролог скажет просто: «Изучайте природу! У нас уже все есть, но человечество потеряло инструкцию как этим всем пользоваться! Нужно написать ее заново».http://trendclub.ru/blogs/contest_july/426
● Неотложную помощь – комплекс мер медицинского характера, направленных на лечение жизнеугрожающих состояний.
Неотложную медицинскую помощь могут оказывать любые подготовленные люди: от врачей всех специальностей до сотрудников служб спасения, внутренних дел. К ним же приравниваются парамедики и специально обученные волонтеры.
Оказание само- и взаимопомощи, также может быть включено в общий этап. Но, официально медицинской помощью оно считается только для военных.
2) Педагогический механизм включает:
● Спортивные
● Оздоровительные
● Эргономические (научная дисциплина, комплексно изучающая производственную деятельность человека и ставящая целью её оптимизацию)
● Валеологические
● Реабилитационные
● Герантологические (наука о старении и о профилактике старения)
● Психологические (психофизические, психофизиологические, психокибернетические)
● Антропологические (человеческие) практики, которые реализуются посредством работы учителя, тренера, инструктора, наставника и т.п., т.е. ПЕДАГОГА.
Вся эта сфера ориентирована на формирование представлений, учений, навыков и автоматизмов в организации здоровья.
В этот же раздел можно отнести и такие механизмы, как:
● Валеология, как наука. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.
● Реабилитация - это комплекс лечебных, психологических, педагогических, социальных и трудовых мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности больного.
Реабилитация - это сложная социально-медицинская проблема, имеющая несколько основных аспектов, а именно:
● восстановление здоровья больного с помощью комплексного лечения (переплетено с медицинским аспектом);
● восстановление трудовых, бытовых навыков и элементов самообслуживания;
● социальная реинтеграция, связанная с трудоустройством, материально-бытовым обеспечением, возвращением в трудовой коллектив.Эти основные задачи врачей и реабилитологов решаются с первых дней травмирования или заболевания при активном участии больного, а также при наличии условий и технических средств.
●Авторские методы – например,
Метод профилактики социально-стрессовых расстройств и восстановления здоровья - авторский метод кандидата психологических наук Светланы Михайловны Пеуновой.Это метод быстрого самовосстановления и самоконтроля. Особенно эффективен в стрессовых, конфликтных, непредвиденных ситуациях. Защищает человека от расстройств и заболеваний.http://svetlana.peunova.ru/method
3) Культурологический
● традиционные системы (созданы народами на базе традиций, преобладающих религий и т.п.);
● этнические традиции и обычаи в аспекте здоровья;
● народная медицина (строится на отдельных приемах).
4) Семейно-родовой механизм
● передача опыта старшего поколения
● упорядоченность бытовой и трудовой деятельности, организация досуга и гигиена труда
5) Личностный механизм
● самообразование
● накопление, анализ, синтез опыта
● реализация волевого компонента здоровья
Эти все сферы взаимосвязаны. Они взаимно обогащаются и взаимно трансформируются.
На данном этапе развития ноосферы существуют определенные риски и кризисные явления, которые достаточно четко обусловлены и выражаются в глобальной деградации генофонда. Проявлением этого являются различные формы физиологической незрелости (отставание в развитии, ДЦП, аутизм, снижение обучаемости), неготовность к родовой деятельности, дефицит спермы, артроз, сколиоз, остеохондроз и т.п., а также индивидуальная расположенность к различным заболеваниям.
Это обусловлено развитием ноосферы и стремительным изменением условий жизнедеятельности.
Одной из глобальных проблем человечества на сегодняшний день является проблема физиологической незрелости новорожденных детей и, в частности, детский церебральный паралич (ДЦП).
Остановимся на этом вопросе более подробно.
Касаясь вопроса о ДЦП, мы в первую очередь должны очень четко и ясно понять, что это такое, какова его природа и основные механизмы.
Рынок ДЦП заполнен частными лицами и клиниками, центрами, которые лечат ДЦП. Многие родители доверяют им своего ребенка и, не получая желаемо результата, ищут другие клиники и центры – но это выглядит абсурдом, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, ибо ДЦП не заболевание, а задержка или блокировка механизмов физиологического развития.
ДЦП возникает в силу различных факторов: травма, инфекция и т.д.
Во многих случаях выявляют сопутствующие ДЦП заболевания, но сам ДЦП не имеет собственного механизма развития и не является самостоятельным заболеванием, требующим медицинского лечения.
Почему же в настоящее время на передовой борьбы с ДЦП находятся врачи, и где корни этой нездоровой традиции?
Во-первых, всего столетие назад наиболее грамотной прослойкой населения были врачи и учителя. И естественно среди врачей больше культивировались знания по физиологии.
Во-вторых, в коллективном сознании людей все, что не является нормой в развитии, - есть болезнь, и никто не разбирается в деталях.
В-третьих, в силу невысоких требований и организации деятельности, недостаточного вложения государственных средств, рынок ДЦП представляет сферу идеального бизнеса, так как потребители не ориентируются в качестве и соответствии оказываемых услуг. Опираясь на отсутствие исследований в педагогике, психологии, реабилитации, медики ввели не только свои понятийные категории, но и свое видение данной проблемы, доступное узкому кругу специалистов и далеко не всегда отвечающее реальным механизмам.
Если внимательно рассматривать общепринятые методы лечения ДЦП, которые в некоторых случаях показали свою определенную эффективность, то напрашивается правомерный вопрос: а что в них чисто медицинского?
Теоретический базис самой проблемы не выходит за рамки компетенции педагогов и реабилитологов, изучающих физиологию, а суть вопроса сводиться к фасилитации (Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать)).
Не нужно «лечить» ДЦП. Нужно помочь развивающемуся организму реализовать блокированные (несформированные) этапы развития в моделях, обеспечивающих их полноту и интеграцию.
Сфера медицинской деятельности при ДЦП ограничена тремя вопросами:
1. Медицинское обследование с целью выявления сопутствующих заболеваний и связанных с этим возможных противопоказаний.
2. Лечение сопутствующих заболеваний.
3. Общее медицинское наблюдение с целью выявления ранних симптомов и профилактики заболеваний.
Мы выявили, что главной задачей при ДЦП является не лечение, а организация помощи ребенку в самореализации. Подтверждением этого есть тот факт, что именно педагогические приемы и методы «лечения» ДЦП показали наиболее высокую эффективность.
Да, нужно признать, что многие из этих методов придуманы врачами, и в этом их великая заслуга. Они первыми увидели, что нужно не лечить, а развивать. Но даже очевидное игнорируется в угоду ведомственным и корпоративным интересам: «Бобат-терапия», «Войта-терапия», «физио-рефлексотерапия», лечебная физкультура и т.п.
Врядли кто-то видел, чтобы парализованный ребенок занимался физкультурой. И правомерно ли в данном случае вообще говорить о «культуре», в основе которой лежит осмысленное, волевое или произвольное действие, как системный элемент культуры в общечеловеческом масштабе. Чаще всего, насильственные действия по отношению к такому ребенку, в виде пассивной гимнастики, есть очень спорным и сомнителным полем деятельности «ЛФК при ДЦП».
Отчаяние родителей, у которых дети безрезультатно или с незначительной динамикой прошли десятки курсов «лечения» ДЦП, пасивная и безправная позиция физиологов и педагогов, которые могли бы создавать эффективные программы и проводить научные исследования в данной области, но органичены «чужой территорией», являются результатом работы ведомственной монополии и тормозят всестороннее изучение путей эффективного решения данной проблемы. Да и категорию проблемы вряд ли возможно установить достоверно через призму «лечения».
Многие вопросы данной темы относятся к компетенции юристов и законодателей и остается надеятся на то, что рано или позно они будут системно отработаны в обществе под давлением страдающих семей, не имеющих возможности реализовать право своих детей на нормальную жизнь.В контексте изложенного материала нашу задачу в настоящее время мы видим:
● во-первых - в информационном обеспечении всех слоев населения о сути проблемы и возможных механизмах решения;
● во-вторых - в мобилизации активности людей и представителей науки в изучении проблемы и возможных путей решения на медицинском, педагогическом, культурном, семейно-родовом и личностном уровнях;
● в-третьих - в пропаганде углубленного изучения проблемы в различных аспектах всеми специалистами с привлечением родителей, без чего невозможен контроль уровня услуг в данной сфере;
● в-червертых – в создании концепции индивидуального развития организма, личности человека и системы семейной, професиональной, индивидуальной, социальной фасилитации механизмов саморегуляции, самооздоровления и самосовершенствования.